Вступительное слово В.В.Путина:Уважаемые коллеги! Год назад в марте прошлого года мы с вами запустили программу утилизации старых автомашин. Это была мера, рассчитанная на два результата. Пр
Вступительное слово В.В.Путина:
Уважаемые коллеги! Год назад в марте прошлого года мы с вами запустили программу утилизации старых автомашин. Это была мера, рассчитанная на два результата. Прежде всего поддержка автопрома. Эта отрасль оказалась в наиболее сложном положении. Напомню, что там работает 600 тыс. человек и вместе со смежниками это 3 млн человек. Но мы рассчитывали и на другой результат чисто социального характера, поскольку эта программа была рассчитана прежде всего на людей с небольшими доходами, на автомобили в дешёвом сегменте.
Мы можем, во-первых, подвести определённые итоги, но сразу можно сказать, что эта мера сработала эффективно и по одному, и по второму направлению. Мы направили 30 млрд рублей на то, чтобы обновить парк автомобилей специального назначения – уборочной, дорожной техники. И надо прямо сказать – об этом и директоры заводов докладывают: если бы не эта программа, скажем, в сегменте грузовых автомобилей, было бы очень тяжело, мягко говоря, просто очень тяжело. Процентов, наверное, на 40 выпуск продукции был обеспечен нашими заказами.
Но, конечно, самой массовой стала программа утилизации легковых автомобилей. Мы сначала выделили на неё 10 млрд рублей, потом добавили еще 5 млрд рублей и ещё 10 млрд рублей. В общей сложности на программу утилизации старых легковых автомобилей мы направили 25 млрд рублей. Должен сказать, что многие наши сограждане воспользовались этой программой, если учесть ещё то, что 165 тыс. человек воспользовались льготным автокредитованием. В целом 500 тыс. человек у нас приобрели новые машины. Вместе с членами семей это более 1,5 млн человек, имея ввиду, что среднестатистически у нас в семье три с небольшим единицы. Более 1,5 млн человек реально воспользовались программой, и это, безусловно, положительные результаты работы. Да и на отрасли это отразилось позитивно.
В 2010 году отрасль удвоила выпуск продукции, причём по всем направлениям: продажи новых легковых автомобилей увеличились на 30%, грузовых автомобилей – на 122%, автобусов – почти на 30%. По итогам января–февраля производство легковых автомобилей выросло в 2,1 раза, автобусов – почти на 83%, грузовиков – на 45%.
Сегодня мы должны решить, что делать с этой программой дальше. Есть предложение Минпрома по расширению номенклатуры продукции, которая могла бы попасть в программу подобного рода утилизации автомобилей. Но прежде всего то, что касается легковых автомобилей. Я знаю мнение многих наших экспертов, которые считают, что нужно эту программу заканчивать. Искусственное стимулирование спроса нужно постепенно свертывать – так, как это сделано в других странах. Собственно, мы раннее об этом уже говорили и объявляли.
Что я думаю по этому поводу? Прежде всего, что касается легковых автомобилей. Конечно, отрасль постепенно встаёт на ноги, но на многих предприятиях, тем не менее как в народе говорят, всё сделано на живую нитку. Ну, например, на «ИжАвто» – там только начало производства, и в основном оно сосредоточено на так называемой классике. Да и на других предприятиях рост есть, но всё-таки докризисный уровень пока ещё не достигнут. Поэтому предлагаю программу в части, касающейся легковых автомобилей, продлить до конца 2011 года и на этом её закончить, но до конца 2011 года полностью обеспечить финансирование и выделить на эти цели дополнительно 5 млрд рублей.
Что касается другой автомобильной темы – автобусов, грузовых машин. По автобусам Минпром запрашивает 3,5 млрд рублей. На три года – каждый год по 3,5 млрд рублей. По грузовым автомобилям – 7,4 млрд рублей в течение трёх лет, начиная с 2012 года. Есть также предложение аналогичного характера по сельхозтехнике. Предлагаю обсудить это сегодня отдельно и решать в рамках бюджетного процесса, исходя из возможностей бюджета. Обсудим это сегодня.